Не буду утверждать, но, по-моему, ЦиЦ Эншинз был намного раньше Мемуара.
Читал я правила к нему, но особых отличий от Бэтллора обнаружить не удалось. Там больше родов войск, лидеры есть, тачанки, всякое икзотическое зверье. В Лоре есть даже больше, но так как хитрожопый Рихард Борге решил увеличить поток поступлений капусты, весь этот ералаш идет в дополнениях, долларов по 20 за коробку.
Что касаеццо ивэйда, то он был доступен не всем и требовал выполнения каких-то (не помню, каких именно) условий. Здесь он есть в магических картах. На самом деле, вещь полезнейшая и очень часто незаменимейшая, и применение ее должно быть ограничено, потому что слишком жизнь облегчает. Возможность бездумно подставлять слабые отряды под атаку или в припадке пролетарского благородного негодования атаковать фалангу в лоб, а потом просто смыться без фатальных последствий не стимулирует мыслительный процесс и способствует процветанию аркадного стиля игры.
Что касается бэтлбэка, то его не только не упразднили, но проапгрейдили и логически обосновали необходимость держать строй, что только улучшило тактическую составляющую. Теперь, чтобы максимально эффективно противостоять супостату, воины должны чувствовать надежное плечо товарища (2 шт. мин.) По ходу игры четко прослеживается построение атакующих клиньев и фланговые маневры, чего в ЦиЦ Эншинз, я так полагаю, не было, так как в этом не было никакой необходимости, а реализовать такие телодвижения на практике довольно сложно.
Вопсчем, я бы сделал вывод, что не ЦиЦ тактичнее, чем БЛ, а совершенно абсолютно наоборот. Такое превратное мнение широкой апсчесвинности вызвано наличием лорной колоды в игре, которую, впрочем, никто никого не заставляет применять. Ярослафчег, например, - убежденный противник магии и прочей подобной х%;?ни. Мое мнение по этому вопросу окончательно не сформировалось по причине небольшого, пока что, опыта игры с лорой. Медиевальная же игра довольно интересна и, однозначно, на порядок глубже Мемуара. Идейнее, как говорит наш друх и коллега Александр Злой.
